Основными узлами любого кондиционера являются компрессор, испаритель (радиатор, расположенный во внутреннем блоке кондиционера), конденсатор (радиатор, расположенный во внешнем блоке) и два вентилятора, служащих для обдува испарителя и конденсатора. Компрессор, испаритель и конденсатор соединенные медными трубами, внутри которых циркулирует хладагент (фреон).
Марку фреона используемого в кондиционере обозначают буквой R (от англ. Refrigerant-хладагент) и несколькими цифрами, отражающими его химический состав. Марка фреона должна быть достаточно распространенной, чтобы при необходимости пополнять, а не перезаправлять систему кондиционирования полностью.
В процессе работы кондиционера происходит следующее: на вход компрессора подается газообразный фреон под низким давлением в 3-5 атмосфер. Компрессор сжимает его до давления 10-15 атмосфер, в результате хладагент нагревается, после чего поступает в конденсатор. Благодаря интенсивному обдуву конденсатора фреон остывает и переходит из газообразной формы в жидкую с выделением дополнительного тепла. При этом воздух, проходящий через конденсатор, нагревается. Из конденсатора жидкий фреон через понижающий давление клапан поступает в испаритель. В испарителе давление хладагента уменьшается, и начинается процесс испарения, сопровождающийся поглощением тепла. Таким образом, температура испарителя понижается, что в свою очередь приводит к охлаждению потока воздуха, проходящего через испаритель и поступающего в кондиционируемое помещение. Затем газообразный фреон возвращается на вход компрессора, и весь цикл повторяется. Производительность процесса кондиционирования оценивают из расчета 0,1 кВт/м2. При этом потребляемая системой электрическая мощность может быть определена делением номинальной производительности на коэффициент производительности, равный 2,5-3 в режиме охлаждения и 3 — 3,5 — в режиме нагрева. Так, при холодопроизводительности 30 кВт потребляемая мощность -10-12 кВт.